Нас трое я ты и болезнь

Нас трое я ты и болезнь

Без доброго слова, без теплого слова,

Без нежного слова - не лечат больного!"

2. бессловесный (невербальный)

Данный тип общения представляет более достоверное выра­жение чувств, так как межличностный контакт происходит на подсознательном уровне. Вспомните общение матери и младенца - они прекрасно понимают друг друга, хотя речь матери не осмысливает­ся ребенком.

К невербальному типу общения относятся:

а) внешний вид, манера держать себя и одежда.

Внешний вид и поведение отражают некоторые аспекты лич­ности медицинского работника, в частности степень его заботы, внимания к больному, способность к сопереживанию. Еще Гиппо­крат указывал, что "следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкно­венно приятно для больных". Яркая губная помада, ультрамодная прическа, унизанные кольцами руки, высокие каблуки - все это на­поминает тяжелому больному радости, которых он временно или навсегда лишился. У него возникает жалость к себе, невольная за­висть, ощущение своей ущербности, недовольство медсестрой. Страдание усугубляется.

б) выражение лица, мимика и жесты ("язык тела").

в) положение тела в пространстве по отношении к пациенту

Соблюдайте дистанцию "психологического комфорта". Обычно выделяют четыре психологических расстояния:

- интимное - менее 40 см,

- личное - 40см - 2 м,

- социальное - 2 - 4 м,

- открытое - более 4 м.

Для того, чтобы общение между медсестрой и пациентом было комфортным, они должны впустить друг друга в свою личную зону. Если больной подвигается к вам или отодвигается, то это важный признак того, насколько успешна ваша попытка осуществить процесс понимаю­щего общения. Беседуя с пациентом, "не нависайте" над ним, лучше присядьте возле кровати. Полезно расположиться так, чтобы ваши глаза с пациентом были на одном уровне.

г) время общения.

Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсе­строй, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность. Общаясь с пациентом, медсестра должна тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую паци­енту. Например, если у пациента началась рвота, ему будет крайне неприятно и тягостно наблюдать выражение брезгливости и от­вращения на лице медсестры, даже если она профессионально ока­жет ему необходимую помощь.

- паралингвистические эффекты:

* пауза

* интонация

* возгласы и восклицании

* тон, звучность, тембр голоса

* дикция

* скорость речи.

Факторы, способствующие и препятствующие общению

* тишина

* конфиденциальнсть

* адекватное освещение, отопление и вентиляция

* удобная поза

Психологические закономерности восприятия людьми друг друга определяет:

* степень знакомства

* предшествующая информация о человеке

* личный жизненный опыт общения, например, с категорией медицинских работников

* эмоциональный фон

Важную роль играет "эффект ореола" - первый образ воспри­ятия, доминирующий впоследствии достаточно долгое время.

Стили общения

1. давления (авторитарный);

2. уступки;

3. компромисса;

4. сотрудничества;

5. избегания.

Эффективность общения определяется двумя крите­риями:

а) деловой (достижение целей и задач каждого в общении).

б) межличностный, то есть эмоционально окрашенный. В этом случае имеет место не только реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом.

Виды общения:

§ терапевтическое, эффективное

§ нетерапевтическое, неэффективное

Терапевтическое, эффективное

- благоприятное воздейст­вие, оказываемое на психику пациента.

Пример терапевтического общения:

Quot;Ребенок расшалился, упал, на колене ссадина, он горько пла­чет. Как снять боль у малыша?

Можно применить местную анестезию раствором новокаина, можно дать обезболивающие средства - анальгин или морфий, можно, наконец, предложить наркоз. Однако мать ребенка просто берет его на руки, нежно обнимает, целует и дует на больное место. Рыдания прекращаются тотчас, а еще через минуту малыш снова резвится, как ни в чем не бывало. Что же произошло? Ведь не поце­луй, не обдувание ушиба не могут прекратить раздражения чувст­вительных нервов!" (Шамов). Уместно снова вспомнить слова М.Я. Мудрова, еще в 1820 году писавшего: "Есть и душевные лекарства, которые врачуют тело".

Медицинский работник в борьбе с болезнью должен искать и готовить союзника в лице самого пациента.

Сирийский врач ХII века Абуль-Фарадж сказал: "Смотри, нас трое - я, ты и болезнь. Если ты будешь на моей стороне, нам двоим легче будет одолеть ее. Но если ты перейдешь на ее сторону, я один буду не в состоянии одолеть вас обоих".

Страх - это отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни. Обыч­ная среда, заботы семьи, привычное место работы и отдыха, друзья и знакомые создают чувство внутренней уверенности, защищенно­сти. При любом заболевании стабильность нарушается временно или навсегда. Пациент страдает не только от неприятных ощуще­ний (боль, одышка, тошнота, озноб), он страдает так же от страха, тревоги, уныния, тоски, бессилия и прочих тягостных чувств. Он не понимает, что с ним случилось, он не уверен, смогут ли ему помочь врачи, он тревожится за свое будущее. Внешние проявления страха различны: от взволнованности и возбуждения - до внутреннего оце­пенения и кажущегося безразличия ("ушел в себя"). Отсюда и "странные" поступки и разговоры пациента, нытье, плаксивость, вечные жалобы, агрессивность, придирчивость. Чувство страха утяжеляет исход заболевания, и гуманность медицинского работни­ка заключается в том, чтобы помочь их преодолеть.




Рекомендуемые страницы:

Источник: studopedia.info
Читайте также
Вид:

Добавить комментарий